top of page

Школа – отражение общества

Updated: Sep 17, 2021



Недавно было обнародовано первое в Эстонии исследование школьной среды учеников ЛГБТ+. Реакция в комментариях как на новостных порталах, так и в соцсетях подтверждает сказанное учениками. Негативное отношение находит отражение и в школьной среде, где 68% молодежи ЛГБТ+ столкнулись с моральным насилием ввиду своей сексуальной ориентации, гендера или гендерного самовыражения.


Первое подобное исследование в Эстонии


Для начала – немного общей информации. Исследование было проведено летом 2018 года. В нем принимала участие молодежь, достигшая 13 лет и считающая себя членами сообщества ЛГБТ+ (лесби, гей, бисексуалы, трансгендеры и люди с иной сексуальной и гендерной самоидентификацией). Они получали основное или среднее образование в общеобразовательной школе или профтехучилище в 2017/2018 учебном году. Вопросы касались школьного опыта 2017/2018 учебного года. Распространителем и редактором исследования была ЛГБТ-ассоциация Эстонии, анализом данных занималась американская организация GLSEN, имеющая большой опыт в сфере образования ЛГБТ+, в том числе и в проведении исследований.


Поскольку тема финансирования ЛГБТ-ассоциации Эстонии в последнее время была весьма горячей – несколько слов о расходах на проведение исследования. Анализом данных GLSEN занималась бесплатно, что они и ранее делали для других организаций. Подготовкой к исследованию, а также его редактированием частично занимались в свое рабочее время две сотрудницы ассоциации, трудящиеся на полставки, и выплаты производились в рамках финансируемого Министерством социальных дел проекта. Частично данной работой занимались и бесплатно в нерабочее время. Для составления исследования, его редактуры и оформления, а также будущего перевода на русский язык ассоциация собирала деньги через кампанию пожертвований, ставшей частью первых в Эстонии толок по сбору пожертвований.


Еще до ознакомления с результатами исследования у некоторых вызывает реакцию автор – ЛГБТ-ассоциация Эстонии: многие пытаются оградить молодежь от тематики, связанной с ЛГБТ+. Однако тут стоит иметь в виду, что результаты исследования – это не слова и мнения ассоциации, а опыт самих учеников. Для многих ответивших это исследование было первой возможностью поделиться своим опытом столкновения с моральным и физическим насилием, одиночеством и депрессией. Молодежь анонимно отвечала на вопросы в надежде, что это что-либо изменит к лучшему. Это и было целью исследования: наконец-то узнать, как чувствует себя молодежь ЛГБТ+ в школе, и, опираясь на это знание, трудиться дальше – ведь раньше подобных исследований в Эстонии не проводилось.


Молодежь – один на один с проблемами: и в школе, и дома


Как уже было упомянуто, 68% молодежи ЛГБТ+ сталкивались с моральным насилием именно ввиду их сексуальной ориентации, гендера или гендерного самовыражения. 60% респондентов слышали гомофобные комментарии (типа «лесбуха», «пидор») от соучеников, 57% слышали их от учителей или другого школьного персонала. 61% ответивших поведали, что учителя, услышав гомофобные высказывания, никак не вмешались в ситуацию. Один отвечавший поведал, как учителя на уроке рассказывали, что представители ЛГБТ+ - больные люди, а также оскорбляли их иными способами.


Если в школе творится нечто плохое, у молодежи должна быть другая среда, в которой можно найти поддержку: дом и семья. Но у многих нет и этого. Ученики, ответившие, что они никогда не оповещали школьный персонал о случаях насилия, в качестве главных причин отметили, что они не верят, что что-либо будет предпринято, или же они не желали, чтобы об их идентичности ЛГБТ+ узнали в школе или дома. Многие не говорят о своих проблемах дома, так как знают: родители – гомофобы или трансфобы.


У всего этого есть последствия. У тех подростков, кого больше травили – выше показатели уровня депрессии, ниже самооценка, худшие оценки и меньше желания продолжать свой образовательный путь.


Все же надо сказать?


Поскольку, по больше части, причины травли – предрассудки и ложная информация, о темах ЛГБТ+ на уроках следует говорить как минимум нейтрально и научно обоснованно, вплетая их в канву учебного материала.


Говоря о представителях ЛГБТ+ во время общественных выступлений, зачастую сознательно или по незнанию сексуальность часто сводят к сексу и гендерным операциям (в случае транс-людей).Однако и гендер, и сексуальность – часть идентичности каждого человека, которые связаны с отношениями, любовью, близостью, самоутверждением, миропониманием и тем, какими мир видит нас. Хотя во всех нас эти аспекты наличествуют, к сожалению, говорим мы о них лишь тогда, когда имеем дело с отличным от нас гендером и сексуальностью, и зачастую – в негативном тоне.


Важно понимать, что для молодежи ЛГБТ+ брошенное в них (намеренно или нет) бранное слово – не просто слово, а попрание характерной для них идентичности. Потому у враждебности – такие болезненные последствия: это уничтожает ощущение безопасности и умаляет, запугивает, ранит само существо человека. Втайне же мы все желаем, чтобы нас понимали и видели такими, какие мы есть. Поведение и речь можно изменить, идентичность человека – нет, даже под большим давлением.


Никто не чувствует поддержки, пока ее не чувствуют все


Враждебное отношение к представителям ЛГБТ+, и, как следствие, соответствующие высказывания и поведение, разумеется, оказывают влияние на молодежь ЛГБТ+, но не только. До тех пор, пока слово «пидор» - бранное, его можно использовать в отношении любого, кто чем-либо выделяется и уязвим – вне зависимости от его идентичности. Пока учитель всему классу рассказывает об одной группе людей в негативном ключе, ученики, по какой-либо причине чувствующие себя другими, могут бояться задавать сложные вопросы о собственной идентичности и, таким образом, остаются один на один со своей проблемой.


Агрессору может подвернуться под руку как подросток ЛГБТ+, так и кто-то просто более уязвимый, чем-то выделяющийся из массы. Достаточно и того, чтобы, с его точки зрения, мальчик был бы недостаточно мужественен, девочка – недостаточно женственна. По данным исследования, негативные комментарии ввиду своего гендерного самовыражения слышали часто или очень часто 48% учащихся ЛГБТ+, при этом больше доставалось тем, кто «недостаточно мужественен», чем тем, кто «недостаточно женственна». Такие замечания рождаются из предрассудков относительно определенной группы людей, но их жертвой может стать любой.


Ввиду этого необходимо одновременно заниматься вопросами травли как и в общем плане, так и с более конкретными ее основаниями. Травля – это не просто вещь в себе. За ней всегда стоят более глубинные факторы, например, желание приспособиться, неумение справляться с собственными трудными эмоциями, сложная обстановка дома или же личный опыт травли. Возможности для травли заключены как во внутригрупповых, так и в общественных факторах. Если в обществе идут жаркие споры о «нормальности» представителей ЛГБТ+ вообще, это слышат и воспринимают и подростки, и полагают, что именно на этом основании могут кого-либо травить.


Смелость и пример


Если исходить из принципа, что травля – никогда не оправдана, становится ясно: следует повысить безопасность школьной среды для учеников ЛГБТ+. За благополучие детей и подростков отвечают взрослые, в школе для этого есть персонал. Но и они не чувствуют себя уверенно.


В ноябре состоялась конференция «Образование ценой души: благополучие учеников ЛГБТ+». Участвовавшие в ней учителя и школьный персонал признались, что чувствуют нехватку поддержки со стороны школьной администрации при решении сложных ситуаций, связанных с ЛГБТ+. Например, когда родитель негодует относительно освещения тем ЛГБТ+ в школе, или же ученики хотят больше знать об ЛГБТ+.


На директоре школе лежит ответственность перед своей школьной семьей, но и он – всего лишь человек. Это, конечно, не освобождает от принципов и обязанности вести себя профессионально, однако, трудно, когда общество посылает враждебные сигналы.


В конечном итоге, направляет в нужное русло и развивает сферу образования Эстонии государство, то есть от его лица – Министерство образования и науки. У этого учреждения – авторитет, средства и ответственность. Но министерство ни разу открыто не выступило в защиту учащихся ЛГБТ+, хотя причин в недавнем прошлом было несколько. Страх и незнание непростительны, если на весах – безопасность и будущее наших детей.


Помимо цифр, в исследовании имеются и рекомендации для учителей и других сотрудников школ, администрации, университетов, которые готовят будущих работников сферы образования, а также для министерства. Красной нитью - необходимость быть смелым, подавать пример, оказывать поддержку. Этого ждут работники сферы образования, в этом нуждается наша молодежь.

 

Автор Кристийна Рауд - директор по коммуникации ЛГБТ-ассоциации Эстонии и одна из авторов исследования.


29 views0 comments

Comments


bottom of page